крылатое солнце
Центр Разработок ГЛОБАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
автор

Сергей ГОРОДНИКОВ


РЕШАЮТ ЛИ «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ» ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ?

(Работа написана при подготовке выступления на семинаре, который организовала партия социального развития для обсуждения статьи зампредседателя правительства Д.Медведева «Национальные проекты: от стабилизации к развитию».)

1

В 1985 году, избранный на апрельском пленуме ЦК КПСС генеральным секретарём М.Горбачёв сделал очень важное заявление. Он сказал, - если в Советском Союзе до 2000 года не будет удвоено производство, у страны нет будущего. Иначе говоря, без удвоения производства за полтора десятилетия СССР ждёт гибель и распад. С этого заявления началась Перестройка, поиск средств и способов быстро поднять рост производства, который непрерывно замедлялся всё предшествующее десятилетие.

Почему же с 70-х годов замедлялся рост производства? Главным образом потому, что завершалось раскрестьянивание русской деревни, основного источника притока низкооплачиваемого пролетариата на индустриальные стройки и индустриальное производство, и обозначилось исчерпание месторождений сырья, дешёвых в добыче и переработке, расположенных близко к индустриальным центрам России. Все попытки привлекать на индустриальное производство России представителей, как народов Прибалтики, так и народностей переживающих взрыв рождаемости южных республик Средней Азии и Кавказа ни к чему не приводили. Ни к чему не приводили и попытки развивать индустриальное производство вне России, Украины, Белоруссии и русских областей Казахстана. А для освоения новых огромных месторождений сырья в Сибири потребовались значительные расходы на создание необходимой инфраструктуры, понадобилось привлекать значительное число людей, специалистов. В таких обстоятельствах волей или неволей остро встал вопрос об историческом переходе России от экстенсивного развития производства к интенсивному.

Экстенсивное развитие осуществлялось жёстким феодально-бюрократическим регламентированием всех сторон жизни страны. Оно сложилось на основе феодально-чиновничьего управления Московской Руси, а затем Российской империи. Для интенсивного же развития надо было раскрепостить личную предприимчивость, личную ответственность каждого человека, в первую очередь городского человека, освобождать его от пут феодально-бюрократического регламентирования. Для этого надо было начать расшатывать прежнюю традицию государственной власти. Поскольку к необходимости перехода от экстенсивного развития к интенсивному развитию созрел только русский государствоообразующий этнос, постольку именно образованные и квалифицированные русские горожане оказались самыми заинтересованными в расшатывании средневековой традиции русской феодально-чиновничьей власти. При их поддержке и началась политика Перестройки, главной целью которой было совершить сверху постепенный, управляемый переход от имперского феодально-бюрократического регламентирования всех сторон жизни страны к народно-представительному самоуправлению.

Подобная цель в других феодально-бюрократических державах прошлого неизбежно приводила к буржуазно-демократической революции и к её победе. Перестройка Горбачёва подготовила буржуазно-демократическую революцию и в России. Верхней точкой Перестройки стал созыв в 1989 году съезда Верховного Совета СССР, как народно-представительного съезда. В истории Англии подобной верхней точкой начала политики управляемого преодоления кризиса экстенсивного развития, кризиса феодально-бюрократического регламентирования был созыв в 1640 году королём Карлом IV сословно-представительного парламента. А во Франции – созыв королём в 1789 году сословно-представительных Генеральных Штатов. В Англии и во Франции следствием созыва сословно-представительных парламентов явилось то, что королевская власть после первых же парламентских заседаний начинала терять контроль над событиями, то есть, она теряла способность проводить перестройку государственных отношений сверху. К такому же результату привёл и созыв Верховного Совета СССР, как первого народно-представительного съезда в условиях коммунистического режима. Во время его заседаний коммунистическая партия потеряли идеологическую и политическую инициативу. Идеологическая и политическая инициатива перешла к либералам, и в стране началась необратимая русская буржуазно-демократическая революция, которая разрушила и имперский Советский Союз, и весь мировой коммунистический военно-политический блок.

Как всякая буржуазно-демократическая революция в прошлом, русская буржуазно-демократическая революция 1989 года показала невозможность выстраивания народно-представительного самоуправления вне феодально-бюрократического регламентирования, неспособность народно-представительного собрания самого по себе поставить задачу перехода к интенсивному развитию и создать власть, защищающую интересы производства как такового. Революционное разрушение многовековой традиции управления феодально-бюрократического государства привело в России не к началу интенсивного развития производства, а к его упадку и распаду. Оно привело к тому, что в обстоятельствах распада старого, имперского феодально-бюрократического способа русского государственного управления повсюду рвались сложные хозяйственные производственные и транспортные связи, возникала острая нехватка товаров первой жизненной необходимости, на свободу вырвались уголовные силы и связи, исчез какой-либо надзор за местными чиновниками. Нехватка товаров первой необходимости породила ничем не сдерживаемую спекуляцию, а исчезновение прежних институтов власти развязало руки бандитам, взяточникам, родоплеменных и прочим инородным сообществам, которые остались этнически сплочёнными, потому что не участвовали в индустриализации, не пережили раскрестьянивание и распад старых, земледельческих и прочих связей, как это произошло с русскими горожанами. В стране нарастал террор со стороны тех, кто хотел быстрого и преступного обогащения. Уголовные и этнические сообщества, воры и взяточники отмывали свои добытые преступлениями деньги через торговую спекуляцию и финансовое ростовщичество, и вместе с торговцами и ростовщиками заражались спекулятивно-коммерческими интересами. В 1993 году они насильственным переворотом свергли Верховный Совет, то есть народно-представительное собрание, и установили свою диктатуру, диктатуру выразителей спекулятивно-коммерческих интересов. Они террором навязали стране свою конституцию, которая дола им возможность открыто создавать учреждения исполнительной власти, исполнительного управления, призванные защищать их от остального населения.

Коммерческие спекулянты, ростовщики, всевозможные бандиты, воры и мздоимцы чиновники не интересовались производством, их увлекали только дающие быстрое обогащение посреднические сделки, не важно чем, не важно откуда поступающими товарами или финансами. И они были совсем чужды представлениям об интенсивном производстве. Их вполне устраивало, что учреждения управления для защиты их интересов стали создаваться на основе традиций феодально-бюрократического регламентирования, которое прежде защищало господствующие сословия и имущественные классы Российской империи. Постепенно над центральными учреждениями возрождаемого феодально-бюрократического управления контроль установили те, кому удалось самыми гнусными, самыми асоциальными и преступными способами набрать и сосредоточить огромные денежные средства, скупить главные СМИ, втянуть в свои делишки правительственную бюрократию, подкупить политические партии. Они выделились в финансовых космополитов олигархов, которых не заботило производство в России вообще, а уж тем более интенсивное высокопроизводительное развитие. Наука, изобретательство, инженерия, социальное здравоохранение, качественное образование - то, что обеспечивает рост производительности труда и создаёт основу для интенсивного развития, - стали ненужными новому режиму. И производительность труда в России покатилась вниз от того уровня, какого она достигла в Советском Союзе. Производство в стране падало, множество предприятий останавливались из-за отсутствия оборотных средств. Подавляющее большинство связанных с производством слоёв населения оказались на грани нищеты, целые регионы охватывала депрессия и настроения гибели, отчаяния и озлобления.

После дефолта в августе 1998 года выразители олигархических интересов поневоле объединились в одном настроении: в стремлении спасти преступные состояния и самих себя от гнева озлобленных экономическим распадом и обнищанием масс людей. Спасение они увидели в резком укреплении значения силовых и чиновничьих феодально-бюрократических учреждений текущего управления и в оправдывающем их укрепление имперском народном патриотизме.

2

Поворот к расширению полномочий чиновно-силовых учреждений текущего управления и к патриотическому либерализму, призванному обосновать использование российских имперских традиций феодально-бюрократического регламентирования для защиты интересов владельцев крупного коммерческого капитала, выдвинул к вершинам власти В.Путина. Сначала он был назначен председателем тесно связанного с олигархами правительства, а затем, в 2000 году, при прямой поддержке олигархов избран президентом, то есть руководителем всей исполнительной власти России. Укрепление феодально-бюрократического содержания власти и замена идеологического либерализма невнятными представлениями о патриотическом либерализме позволили обновляемому режиму отойти от космополитического понимания прав и свобод человека вообще к произвольно оправдываемой текущими обстоятельствами юридической привязке этих прав к конкретной стране, то есть к упорядочению и наращиванию дееспособности учреждений центральной власти России. Возрождаемой феодально-бюрократической властью начали создаваться условия для поворота от политики расхищения и приватизации собственности любой ценой и любыми средствами к политике обеспечения условий для роста внутренних коммерческих капиталов за счёт налаживания спекулятивно-коммерческой эксплуатации сырья и всего, что было создано советским государством. Упорядочение, обеспечение дееспособности феодально-бюрократической власти шло: как через упорядочение и ужесточение бюджетного финансирования учреждений власти всех уровней, так и через усиление чиновно-полицейского вмешательства правительства в рыночные отношения, в том числе в отношения на рынке труда. Под воздействием таких изменений власти и навязанных ей текущими обстоятельствами целей в стране стали налаживаться собственно коммерческие отношения, которые создали условия для окончательного, необратимого укоренения в России коммерческого капитализма.

Укреплению феодально-бюрократического режима диктатуры крупных коммерческих интересов способствовали два обстоятельства. Во-первых, в недрах России были огромные запасы ценного на мировых рынках сырья, а при советской власти построены дорогостоящая инфраструктура доступа к ним, их добычи и транспортировки на европейские рынки, а так же крупные индустриальные производства, в том числе связанные с жилищным строительством, с энергетикой. В советское время было подготовлено и много всевозможных образованных специалистов. Всё это можно было в течение нескольких лет запускать в коммерческую эксплуатацию без каких-либо затрат, обеспечивая стремительный рост коммерческих капиталов и коммерческой капитализации собственности. Во-вторых, бурное промышленное развитие Китая, Индии и ряда других стран третьего мира, неустойчивость режимов на Ближнем Востоке вызвали головокружительный рост цен на энергоносители, главный экспортный товар новоявленных собственников России. Этот рост цен на энергоносители обеспечивал многократное увеличение валютной прибыли выразителям крупных коммерческих капиталов, а так же пошлин и налоговых поступлений чиновничьему правительству. Он же делал очень привлекательным рынок ценных бумаг, фондовый рынок России, подстёгивал капитализацию, которая привлекала в страну много не связанной с товарным производством валюты. К 2007 году капитализация существенно превысила 1 триллион долларов, то есть возросла более чем в 20 раз в сравнении с показателем 1999 года! Её следствием было, как увеличение спроса на обслуживающих коммерческую эксплуатацию специалистов, работников и служащих, рост их зарплат, так и появление дополнительных налоговых отчислений, которые увеличивали возможности правительства усиливать бюджетное управление страной.

Огромные прибыли от торговли энергоносителями и от стремительного удорожания сырьевых активов на фондовом рынке наглядно показали сущность режима, как диктатуры обслуживания крупного спекулятивно-коммерческого интереса. Ибо от этих прибылей лишь малая часть достаётся огромному большинству населения, и меньше всего от неё перепадает именно тем, кто непосредственно связан с промышленным и сельскохозяйственным производством. Уже первым важным законом, который был предложен Кремлём в Госдуму после избрания президентом Путина, был закон об отмене прогрессивного налогообложения. После принятия данного закона олигархические, спекулятивно-посреднические, коммерческие капиталы стали расти, как на дрожжах, а действительное влияние олигархов на экономику и власть превращаться в бесспорное господство. Вследствие их растущего господства в России непрерывно углубляется противоречие между:

С одной стороны, необходимостью расширения политических и информационных свобод, без которых рынок товарно-денежного обмена и интенсивное, предполагающее творчество и предприимчивость, хозяйствование не могут развиваться

И, с другой стороны, необходимым для защиты олигархических интересов и состояний ужесточением феодально-бюрократического регламентирования, сокращением политических и информационных свобод, что происходит одновременно с дальнейшим ростом крупных спекулятивно-коммерческих капиталов.

Данное противоречие с течением времени только усугубляется и устойчиво превращается в полярно непримиримое, антагонистическое противоречие, влекущее Россию к тяжёлым потрясениям.

Подтверждением не способности режима даже поставить вопрос о поиске способов перехода к интенсивному развитию является положение дел с производительностью труда в самых прибыльных отраслях экономики нынешней России. В газовой отрасли она в три раза ниже, чем была в 1990 году. В нефтяной отрасли она ниже в 2-2,5 раза. В электроэнергетике – в 2,5 раза. Численность чиновно-полицейского аппарата управления в стране с 1990 года по некоторым оценкам выросла в три раза. А пятая часть мужчин сейчас работают охранниками. Промышленное производство в начале 2007 года едва достигает половины того уровня, который был в 1990 году. А то производство, что восстанавливается после катастрофического упадка конца 90-х, связано с обслуживанием правительственных и межправительственных заказов и строительством. Особенно показательно плачевное состояние дел в автомобилестроении, в энергетическом машиностроении, в тракторостроении, судостроении и авиастроении. То есть в бывших в советское время на особом положении отраслях промышленного производства, которые имели массового потребителя не только в СССР, но и во многих других странах мира, и в условиях рынка должны были оказаться вполне доходными.

3

Подчеркнём ещё раз. Всеохватное улучшение уровня и образа жизни в России достижимо сейчас только при переходе к интенсивному постиндустриальному развитию, при непрерывном росте совокупной производительности труда во всех отраслях хозяйствования, при резком сокращении численности чиновно-полицейских учреждений власти. Только через рост общественной производительности труда можно решать одновременно вопросы, как улучшения уровня жизни, так и роста правительственных расходов на оборону, на стратегические проекты, на развитие институтов государственной власти. Однако при нынешнем режиме диктатуры крупных коммерческих интересов наблюдается как раз обратное: полный отказ от постановки такой задачи, что обусловлено разрушением экономических оснований для перехода к интенсивному развитию. При данном режиме невозможно достигнуть даже того уровня промышленного и научно-технологического развития, который был в 1990 году. Спрашивается: чем же в таком случае являются «национальные проекты», уже объявленные пропагандистами режима наконец-то обретённой «национальной идеей»?

Национальные проекты были предложены Путиным в прошлом, 2006 году, сразу после событий на Украине и вызванных монетизацией льгот таких выступлений протеста в России, каких не было со времени президентства Ельцина. Монетизация льгот предлагалась правительством режима для последовательного осуществления политики сокращения социальной части расходов бюджета! И она переполнила чашу терпения целых слоёв русского городского населения, которые ответили взрывом массового и ожесточённого недовольства. Либеральную и русскую народно-патриотическую оппозицию эти события безмерно вдохновили, повсюду заговорили о приближении внутренней революции, направленной против олигархов и защищающей их интересы чиновно-полицейской власти. Поэтому «национальные проекты» явились естественным ответным ходом донельзя встревоженной кремлёвской администрации. Они призваны были сбить волну недовольства, создать дымовую завесу для мер по резкому ужесточению феодально-бюрократического регламентирования и удушению последних экономических и политических свобод выбора ради дальнейшего обогащения выразителей крупных спекулятивно-коммерческих интересов. Иначе говоря, «национальные проекты», в действительности, ведут к окончательному уничтожению условий для рыночного промышленного и интенсивного развития, а тем самым, к уничтожению условий для подлинного улучшения, для истинного подъёма уровня жизни подавляющего большинства связанного с интересами производства населения страны.

Факты уже красноречиво говорят сами за себя. Властью было объявлено, что целью национального проекта жилищного строительства и ипотечного кредитования будет появление доступного качественного жилья для граждан страны. Однако уже с первым, малозначительным увеличением финансового участия правительства в жилищном строительстве цена квадратного метра домов и квартир повсюду подскочила в несколько раз! Квартиры в новостройках ещё до начала строительства скупаются коммерческими спекулянтами, которые взвинчивают цены на вторичном рынке. Сейчас цена квадратного метра стала такой, что даже люди со средними доходами не в состоянии купить новую квартиру, и множество квартир в новостройках просто пустуют. Изменить же положение дел в существующих обстоятельствах нельзя. Согласно намерениям правительства, даже с помощью расширенного финансирования по программе национального проекта в 2007 году ввод в эксплуатацию нового жилья должен достичь лишь 82% от уровня 1990 года. Поскольку спад в жилищном строительстве продолжался больше пятнадцати лет, совокупное жильё в стране стареет, его коммуникации изнашиваются, а потому спрос на новое жильё будет продолжать увеличиваться, и устанавливаемые спекулянтами цены на него не только не упадут, а в общем и целом будут продолжать расти, приближая глубокий кризис самого рынка жилья. То же самое творится с другими национальными проектами. На них жадно греют руки коммерческие спекулянты и коррумпированные чиновники. А правительство режима обслуживания крупных коммерческих интересов не находит иного выхода, кроме закручивания спирали феодально-бюрократического регламентирования, прокурорского и полицейского произвола, всё дальше уводящего Россию от поворота к интенсивному развитию.

Россия неотвратимо приближается к революционным потрясениям. Ибо политика наращивания коммерческой эксплуатации того, что было создано в советское время, имеет свои пределы. Уже в прошедшем, 2006 году прозвучал первый тревожный звонок. За предшествующие пять лет фондовый рынок России вырос на шестьсот процентов, но, достигнув в мае 2006 года 1840 пунктов, он пережил резкий и глубокий обвал в условиях очень высоких цен на энергоносители. Полгода потребовалось, чтобы из обвала кое-как выкарабкаться к майским показателям, и вплоть до конца января 2007 года индекс фондового рынка остаётся возле уровня 1850-1900 пунктов. Иначе говоря, наблюдается не просто существенное замедление темпов роста фондового рынка России, а проявление признаков его предкризисной стагнации. Поскольку недооценка капитализации компаний России остаётся на уровне всего около 20%, постольку в ближайшее время капитализация достигнет своего наивысшего значения, и её рост практически остановится. Показательно положение дел с самой крупной компанией России – «Газпромом». В 2000 году капитализация «Газпрома» не превышала 10 млрд. долларов. В январе 2006 года она перевалила за 200 млрд. долларов, к апрелю 2006 года стремительно поднялась до 300 млрд. долларов, однако с тех пор колеблется в пределах 250-300 млрд. долларов.

Что означает прекращение роста основных показателей фондового рынка? Это означает, больше не появляются крупные, создающие конкурентоспособные на мировом рынке товары компании, - компании, становящиеся движущими локомотивами отраслей экономики страны, не связанных с сырьевыми товарами. Это означает, прекращается собственное и самостоятельное капиталистическое развитие России. Показатели фондового рынка перестают отражать фундаментальное состояние экономики России, они всё в больше мере превращаются в спекулятивные ситуационные данные, переживающие подъёмы и падения исключительно в зависимости от текущих мировых цен на сырьё, в первую очередь на нефть и газ.

Состояние экономики страны всё основательней зависит от внешних причин и интересов, от внешних инвестиций, а это окончательно привязывает Россию к внешним стратегиям научно-технического и технологического развития и закрепляет, укореняет её положение сырьевого придатка на обозримую перспективу. А поскольку Запад вошёл в фазу углубления финансового и экономического кризиса, постольку складывающееся положение вещей загоняет Россию в независящий от неё подобный же кризис. В таких обстоятельствах обнажающегося непреодолимого кризиса основ финансовой и экономической политики режима, который обостряет все внутренние и внешние политические противоречия, сразу после выборов в Госдуму и выборов президента, то есть к лету 2008 года «национальные проекты» неизбежно отойдут на второй план интересов господствующих кругов.

Какие же политические настроения становятся господствующими в России ко времени вызревания массового осознания тупика политики наращивания коммерческой эксплуатации страны и населения? На какие настроения надо будет опираться при осуществлении поисков выхода из этого тупика?

Даже власть предержащим кругам режима, наконец-то, становится очевидным, что только настроения националистического самосознания русских горожан непрерывно усиливались с 2000 года и продолжают усиливаться. Только такие настроения укоренились в сознании молодых поколений. Укоренились настолько, что уже перерастают в потребность политического действия. Наиболее ярким проявлением данной потребности явились недавние события в Кандапоге, которые потрясли и изменили страну. Эти события впервые заставили верхи режима принимать срочные решения по борьбе с нелегальной иммиграцией, идти на определённое ухудшение отношений со странами СНГ, с Китаем, Вьетнамом, из которых наблюдался основной поток нелегальной иммиграции.

В то же время либеральные, коммунистические, имперские народно-патриотические настроения переживали и переживают в России явный упадок, их выразители теряют способность к политическому действию.

Иначе говоря, вывести Россию из тупика политики наращивания коммерческой эксплуатации страны и населения сможет единственно политическая сила, которая соединит националистические настроения русских горожан с программой революционных экономических преобразований.

К настоящему времени в России лишь мы, национал-демократы, разрабатывали и разрабатываем политэкономическую теорию и политическую идеологию, боролись и боремся за создание националистической организации, нацеленной на преодоление вызревающего экономического кризиса и кризиса самого режима диктатуры крупных спекулятивно-коммерческих интересов. Никто, кроме нас, не способен теоретически и идеологически обосновать переход к промышленному капитализму и интенсивному развитию, как единственному способу действительного повышения уровня жизни в стране, и больше того, для спасения русского государствообразующего этноса от демографической катастрофы. Лишь мы больше десяти лет утверждаем и доказываем, что для такого перехода к промышленному товарному капитализму и интенсивному развитию необходимо революционно решительное, окончательное разрушение традиции феодально-бюрократического регламентирования и свержение диктатуры коммерческого интереса посредством выстраивания русского национального государства с национально-политическим демократическим самоуправлением. И сейчас только мы говорим, что национальные проекты в условиях полной их зависимости от обслуживающего крупных спекулянтов феодально-бюрократического регламентирования ничего не решат. Они важны постольку, поскольку лишний раз покажут неспособность действующего режима осуществлять социальные программы. Ибо такие программы чужды коренным интересам выразителей крупных коммерческих интересов и тесно связанным с ними чиновно-полицейским учреждениям власти, и эти выразители крупных коммерческих интересов и чиновно-полицейские учреждения власти видят в них единственно новые возможности для своего дополнительного обогащения.

30 янв. 2007г.

Хостинг от uCoz